fbpx

Эффективное продвижение и развитие сайтов в Новосибирске

Контакты

г. Новосибирск, ул. Журинская, 78, оф. 303

Инстаграм десять лет спустя

Джес Картнер-Морли из The Guadian опубликовала взгляд на прошедшее десятилетие Инстаграм. Мы перевели и дополнили статью, чтобы она была более понятна русскоязычной аудитории.

С первых дней своего существования в качестве причудливого артхаусного пространства и до не столь давних волн инфлюенсеров, самое любимое в мире приложение для обмена фотографиями изменило общество, к лучшему и плохому.

Самое загружаемое приложение 2010 года сделало фотографии, которые вы делаете на телефон, намного круче. Фильтры с винтажным эффектом, искусные виньетки и квадратная рамка придали вашим обычным снимкам приятную ностальгическую привлекательность Поларойда. Но 10 лет спустя мало кто вспоминает о Hipstamatic. Это было другое приложение для обмена фотографиями, по пятам которого 6 октября 2010 года был запущен Инстаграм, изменивший впоследствии мир. В прошлом месяце более 1 миллиарда человек разместили фотографии в Инстаграм.

По первому посту соучредителя Инстаграм Майка Кригера, никто не мог предвидеть, что становится свидетелем зарождения культурного и экономического феномена. Это был снимок вида на гавань Сан-Франциско Саут-Бич через стальные решётки окна на Пирсе 38. Только лишь композиция, заваленная так, что мачты лодки были наклонены под углом 45 градусов, намекала на безудержные амбиции. Но десять лет спустя Инстаграм изменил структуру общества. Он изменил то, как мы выглядим, что мы едим, наши отношения, как мы голосуем, куда мы едем в отпуск, и на что тратим наши деньги. От Кардашьян до авокадо и психического здоровья – многие истории последнего десятилетия являются частью истории Инстаграм.

первый пост в инстаграм
Фотография Майка Кригера считается первой публикацией в Инстаграме

А краткая версия всей этой истории звучит примерно так: Инстаграм был куплен Фейсбук за 1 млрд долларов в 2012 году и перешел на темную сторону. Объединив усилия с подлыми силами крупных технологий, он крадет нашу самооценку и концентрацию внимания, не оставляя нам ничего, чем можно было бы выделиться, но с безумной потребностью социального одобрения от виртуальных незнакомцев и раздутых селебрити, восхваляемых Инстаграмом примерно в 2014-2016, а ныне пылящихся на чердаке. Инстаграм видел нас Нарциссами, смотрящими на себя в пруду, захваченными своим собственным тщеславием.

На самом деле всё немного сложнее. Сейчас странно вспоминать, что на старте Инстаграм не был конкурсом красоты. В первую очередь он привлёк аудиторию, которая требовала нового качественного визуала – тех людей, которым нравилось, как правильный фильтр заставлял желтый дождевик выделяться на фоне городской улицы. В первый день зарегистрировалось 25 000 человек, а через шесть недель социальная сеть уже насчитывала 1 миллион пользователей. Всё это было причудливым, творческим и даже казалось серьёзным. Я помню, как листала ленту Инстаграма, сидя в лондонском автобусе, за окном которого было серое небо, и думала, что никогда не видела столько водопадов.

Мы влюбились в Инстаграм не потому, что любим смотреть на себя, а потому, что любим смотреть в свои телефоны. Изначально разработанный для мобильных устройств, Инстаграм стал первой платформой, которая осознала, что в 21 веке наши самые важные отношения связаны с телефоном. В те времена ни Твиттер, ни Фейсбук не были так ориентированы на взаимодействие именно со смартфоном.

Отчасти это был вопрос правильно выбранного времени: основной массой пользователей Инстаграм стало первое поколение, для которого находиться постоянно онлайн было обыденностью. Как пишет Гретхен Маккаллох в своей книге «Потому что Интернет»: «Миллениалы помнят первый раз, когда они вышли в интернет, не больше, чем мои коллеги из поколения X, когда мы впервые разговаривали по телефону или смотрели телевизор».

Есть такая валентинка со слоганом: «Ты мой любимый человек, на которого я люблю сидеть и пялиться в телефоне» – что забавно, потому что это правда.

Гретхен Маккаллох photo

«Миллениалы помнят первый раз, когда они вышли в интернет, не больше, чем мои коллеги из поколения X, когда мы впервые разговаривали по телефону или смотрели телевизор».

Гретхен Маккаллох

Автор книги "Because Internet"

Инстаграм превратил наши телефоны в некое подобие сосок-пустышек для взрослых. Поначалу это была лента красивых картинок, непрерывным потоком прокручивающаяся по нашим экранам при прикосновении большого пальца. Типа как теплое молоко на ночь, только с закатами, щенками и пальцами в песке. Но позже новым источником гормонов счастья стало обновление вашей ленты, чтобы увидеть, сколько лайков получили ваши собственные фотографии. В любом случае, мы попали в петлю бесконечного поиска социального одобрения, в которой наши эмоции непрерывно транслируются от нашего мозга к нашим телефонам и обратно. Твиттер – это твоя закрытая тусовка, Фейсбук- это дом и семья, но Инстаграм же – роман между вами и вашим телефоном.

Когда Джастин Бибер создал аккаунт в Истаграме в 2011 году, его первый пост был своеобразной классикой первой публикации: жёстко обработанная фотография в стиле романтики дорожных путешествий 70-х и подписью «Дорожное движение в Лос-Анджелесе – отстой». Серверы неоднократно падали из-за того, что белиберы (фанаты Бибера) регистрировались, чтобы оставить комментарий под его постом. Прибытие одной из крупнейших мировых поп-звезд, опубликовавшей то, что он видел из окна своего внедорожника, стало важной вехой в переходе Инстаграм от пространстра для творчества к превращению в гиганта поп-культуры. В течение восьми месяцев Бибер стал первой знаменитостью, чей аккаунт перешагнул отметку в 1 миллион подписчиков, и в социальной сети началась гонка вооружений.

первый пост Джастина Бибера в Инстаграм
Первое фото, опубликованное Джастином Бибером в Инстаграм

В 2012 году всё изменилось: Инстаргам был куплен Фейсбук, и в социальной сети зарегистрировалась Ким Кардашьян. И то и то связано с монетизацией Инстаграма, у которого до этого не было четкой бизнес-модели. Сделка с Фейсбук в денежном эквиваленте чётко обозначила стратегическую важность Инстаграма в нашей жизни. Первым постом Кардашьян, естественно, было селфи: воздушный поцелуй в камеру, сплощные губы да ресницы. Идеей современного Инстаграма стало то, что у всех нас есть аудитория, для которой мы являемся своего рода примером срежиссированной жизни-мечты, для кого-то мы Кардашьян. И пришла эпоха селфи, и семья Кардашьян стала всему этому столпом. В 2013 году в Городской словарь была добавлена фраза «делать это ради -грама» (do it for the ’gram) – делать что-то, чтобы публиковать доказательства этого в Инстаграм (играть на камеру, другими словами).

Последовательность изображений одинакового размера в ленте, превращает всех нас в знаменитостей. Только слава (или позор) заставит ваше лицо появиться на первой странице газеты или рекламном щите, но в вашей ленте Инстаграм ваше селфи, сделанное на отпуске, того же размера, что и у Гвинет Пэлтроу. Фотографии твоей сестры, выпивающей в баре после работы могут получать такое же внимание, как фото Дженнифер Энистон, играющей в пул с Кортни Кокс. У каждого могут быть его 15 минут славы.

Есть что-то очаровательное в том, чтобы видеть знаменитостей, живущих бок о бок с простыми смертными, но это оказало разрушительное воздействие на многих людей. Планка красоты и гламура высока, а возможностей для сравнения и зависти полно. Неуклюжая, очевидная обработка встроенными фильтрами ушла на второй план, передав эстафету Фотошопу и другим фоторедакторам, в которых теперь конвейерно отбеливают зубы, правят форму подбородка и удаляют родинки. Фильтры, когда-то созданные как художественный эффект, теперь сфокусированы на тщеславии.

В наши дни Инстаграм – своего рода кривое зеркало. Мультяшные фильтры в сторис, созданные, чтобы конкурировать со Снэпчатом, чрезвычайно популярным среди молодых пользователей, подрисовывают вам кошачьи ушки и носики животных, миндалевидные глаза и лицо в форме сердца. Они превращают каждое лицо в образ, который эссеист Джиа Толентино в газете New Yorker назвал лицом Инстаграма: «отчетливо белым, но неоднозначно этническим» гибридом современной красоты, в котором в равной степени представлены Кендалл Дженнер, Белла Хадид и Эмили Ратаковски.

Знаменитости, которые зашли в Инстаграм на волне успеха Кардашьян, начали принимать деньги от брендов за рекламу продуктов, зачастую забывая или намеренно не ставя отметку о спонсированном посте. Это оказалось феноменально эффективным для охвата потребителей, недоступным традиционным формам маркетинга, и родилась новая профессия – инфлюенсер.

В 2013 году апогеем коммерциализации Инстаграма стала возможность размещения рекламы в социальной сети. В своей книге «Без фильтра: история изнутри о том, как Instagram изменил бизнес, знаменитостей и нашу культуру», Сара Фрайер рассказывает, как генеральный директор Инстаграм Кевин Систром настаивал на том, чтобы первые рекламные объявления выглядели как обычные публикации, без текстов на изображении. Примером был журнал Vogue, где бренды нанимают тех же фотографов и моделей, что и журнал, так что их реклама органично вписывается в редакционные страницы.

реклама с Селеной Гомез
Реклама в Vogue с Селеной Гомез

Джессика Золлман, пятая в истории сотрудница Инстаграм, хорошо знала, что зайдёт в лентах пользователей. Эти знания были настолько ценными, что в 2013 году она перестала работать в Инстаграм и заставила Инстаграм работать на неё, создавая брендированный контент. Но после того, как она заработала «очень-очень впечатляющую сумму денег» в качестве инфлюенсера, через четыре года она, сославшись на стремительное растущую конкуренцию и психологический ущерб от того, что она называет «песнями и плясками» в Instagram. Она сказала Би-би-си: «У меня как раз был такой момент, когда я подумала: «Чего это я так стыжусь найти работу?». Сейчас она работает фотографом.

джессика золлман инстаграм
Джессика Золлман была пятым человеком, присоединившимся к команде Инстаграма

В 2015 году Эссена О’Нил, 18-летняя австралийская инфлюенсер, у которой было более полумиллиона подписчиков, удалила почти все из 2000 опубликованных ею фотографий, заявив, что они «не служат никакой другой цели, кроме саморекламы». Она разместила на YouTube видео, объясняющее, как жизнь, проведенная в бесконечном процессе фотосъёмки с «втянутым животом, стратегической позой и выпуклыми сиськами», сделала её одержимой социальным одобрением. В отчёт Королевского сообщества общественного здравоохранения за 2017 год были включены результаты опросов 1500 молодых людей в Великобритании с просьбой сообщить, как платформы социальных сетей влияют на их психическое здоровье и благополучие. Большинство респондентов отметило Инстаграм, как наиболее негативный фактор, отрицательно влияющий на жизнь.

Эссена О'нил 2015 - 2019
Эссена О'нил. Справа 2015 год. Слева она же, спустя 4 года. В 2019 году в интервью Эссена заявила, что в Инстаграме "не было её настоящей".

По мере того как Инстаграм становился старше, его пользователи становились моложе. Чтобы не отставать, спокойное пролистывание ленты сменилось бешенными скачками по потокам контента. В 2016 году появились сторис, подражающие Снэпчату. В этом году добавили рилс (reels) для конкуренции с ТикТоком, предоставив пользователям платформу для публикации глупых видео, так популярных в китайской социальной сети.

С самого начала молодые подписчики по-своему взаимодействовали с Инстаграмом: текст был заменен смайликами, а публикация сообщений стала частью их собственной социальной структуры с соблюдением этикета «подписка за подписку». Комментарии под постами для подростков приобрели особую ритмичность, своеобразный заунывный дуэт «откровенная лесть в ответ на откровенную лесть».

И вот наступил 2020 год. С наступлением пандемии коронавируса Инстаграму стало проблематично впаривать пользователям идею лучшей жизни. В одночасье бегство от реальности показалось неправильным. Иногда в буквальном смылсе, как в случае с Ариэль Чарнас, фэшн-инфлюенсером из Нью-Йорка, которая столкнулась с негативной реакцией за «выставление напоказ привилегии» после того, как запостила себя с семьёй, уезжающими из Нью-Йорка в Хэмптонс вместе с няней. У Ариэль на тот момент был подтверждён коронавирус. Бренды внезапно отказались от партнерских отношений; New York Post окрестила ее «ковидиоткой». Чарнас сообщила, что её даже угрожали расправой.

ариэль чарнас коронавирус
Та самая публикация Ариэль Чарнас, из-за которой её "отменили" и угрожали убить

Без вечеринок, пляжных тусовок и свадеб весной в Инстаграм было довольно тихо. Затем, 2 июня, через неделю после убийства Джорджа Флойда, произошел #BlackoutTuesday, когда 28 миллионов человек разместили черные квадраты в своих аккаунтах, чтобы сигнализировать о поддержке Black Lives Matter (BLM). Некоторые назвали #BlackoutTuesday показухой со стороны демографической группы, которая не имела большого опыта участия в политике и не понимала масштабов проекта ликвидации системного расизма. Оценка точная, но, тем не менее, игнорирующая важность момента. Воодушевленные BLM, молодые люди выражали себя в социальной сети, в которой они выросли. Когда они стали политизироваться, Инстаграм, как всегда, стал зеркалом. А поколение, для которого личное является политическим, не видело противоречий между публикацией селфи в один день и призывом к действию на следующий. Представитель аккаунта Justice for George NYC, который стал центром информации о протестах и пожертвованиях, сказал сайту Recode: «Речь идет о привлечении более широкой аудитории … мы должны идти туда, где есть люди, и Инстаграм и есть такое место».

black lives matter
Движение Black Lives Matter стало примером того, насколько плотно Инстаграм вошёл в повседневность общества, и какое влияние можно оказывать через социальную сеть на людей

Однако перенесемся на несколько месяцев вперёд, где Инстаграм в значительной степени возвращается к своему глянцевому «я». Большой новостью августа стало раскрытие беременности Крисси Тейген, короткое видео, в котором она показала свой обтянутый лайкрой животик, хихикая и говоря: «Гляньте на этого третьего засранца» (Look at this third baby shit). Начало сентября было посвящено торжественному заявлению Ким Кардашьян о том, что «с тяжелым сердцем» ее семья приняла «трудное решение» прекратить телешоу «Семейство Кардашьян». Портрет Криштиану Роналду и его жены Джорджины Родригес набрал 13 млн лайков, ненадолго вошедший в топ-20 самых популярных постов всех времен, а через две недели выбит из чартов селфи Кайли Дженнер в серебряный топ-бюстье. Инстаграм- это мир, в котором правят красивые люди. Но все же это не всегда красиво.

семейство кардашьян закрыто
Шоу "Семейство Кардашьян просуществовало 14 лет, вышло 20 сезонов